Новости о криптовалютах (май 2018)


РОССИЯ

Госдума приняла в 1-ом чтении законопроект о цифровых финансовых активах
22 мая 2018

Законопроектом прямо устанавливается, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории РФ

МОСКВА, 22 мая. 2018 /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении законопроект о цифровых финансовых активах. Документ был инициирован группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации во главе с председателем комитета нижней палаты по финрынку Анатолием Аксаковым.
Законопроект предусматривает только один вид сделок, которые смогут совершать владельцы цифровых финансовых активов (в соответствии с законопроектом к ним относятся криптовалюты и токены). На сегодняшний день это сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту.
Документ был разработан по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере 10 октября 2017 года в соответствии с поручением президента РФ. Цель документа - законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юрлицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.
Законопроект вводит определение цифровых финансовых активов, к которым относятся криптовалюта и токен, а также законодательно закрепляет новый вид договора, заключаемого в электронной форме - смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий. Согласно документу, криптовалюта и токен являются имуществом, определяя ключевые различия между криптовалютой и токеном на основе признака одного эмитента (токен) и множества эмитентов/майнеров (криптовалюта), а также цели выпуска. При этом законопроектом прямо устанавливается, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории РФ.

Все сделки - через операторов
Кроме того, законопроект дает определения таких понятий, как цифровая запись и цифровая транзакция, а также закрепляет правовые основы для осуществления новых видов деятельности, к которым относятся создание криптовалюты или получения вознаграждения в виде криптовалюты (майнинг), а также деятельность по подтверждению действительности цифровых записей в распределенном реестре цифровых транзакций (валидация).
Для снижения рисков владельцев цифровых финансовых активов при совершении соответствующих сделок и обеспечения соблюдения требований "антиотмывочного" законодательства все сделки должны осуществляться через операторов обмена цифровых финансовых активов, которыми могут быть только юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, определенные законами "О рынке ценных бумаг" и "Об организованных торгах".
Кроме того, во избежание противоправных действий с использованием цифровых финансовых активов необходимо внести соответствующие поправки в налоговое законодательство, законодательство о бухучете, а также в законы о защите информации, говорится в заключении комитета.
"Само определение майнинга требует дискуссий, пока сошлись на том, что потребление электроэнергии является его основным характеризущим признаком", - отметил Аксаков. По его словам, майнинг - это бизнес, и майнеры должны платить налоги. "На первых порах, может быть, на 2-3 года, освободить их от налогообложения, а потом вводить налоги как для иных видов бизнеса", - указал он. По его словам, объем средств, привлеченных с помощью ICO, вырос в прошлом году в 60 раз по сравнению с 2016 годом.


ВЫВОДЫ из статьи и анализа текста документа

1. Ознакомиться с текстом проекта Закона и следить за ходом его дальнейшего принятия можно через Систему обеспечения законодательной деятельности
3. Дополнительно приняты в первом чтении законопроекты
4. Нововведения:
-  вводится прямой запрет на платежи цифровыми финансовыми активами на территории РФ (т.е. предлагаемая П. Дуровым неконтролируемая экономика в криптовалютах объявлена вне закона).
- обмен токенов на рубли или иностранную валюту (а в последующих редакциях Закона думаю и криптовалюты, т.к. юристы Госдумы и Правительства писали "норм, касающихся оборота криптовалюты, осуществления прав и исполнения обязанностей по смарт-контрактам законопроект не содержит")  только через специальные обменники и только после открытия  цифрового кошелька в обменнике. Для этого необходимо пройти процедуру идентификации
- неквалифицированные инвесторы (т.е. все инвесторы, кроме организаций, перечисленных в Законе "О рынке ценных бумаг") смогут приобретать токены на сумму, установленную Банком России. Ранее обсуждалось, что максимальная сумма в 50 тысяч рублей, на которую можно купить токены от одного эмитента. 
Текущая рыночная практика сводится как раз к тому, что основное число инвесторов в ICO-проекты составляют неквалифицированные инвесторы, в то время как институциональные инвесторы только начинают с большой осторожностью осваивать этот рынок.
- предлагается также не допускать обмен одних цифровых активов на другие – обмен возможен только на рубли и иностранную валюту. Использовать криптовалюту для осуществления расчетов по сделкам по приобретению токенов выходит нельзя.
Одним из последствий такого запрета будет невозможность проведения ICO в привычном понимании: сегодня большинство проектов используют смарт-контракты, привлекая средства в криптовалютах, — с использованием смарт-контрактов. В концепцию традиционного ICO также не вписываются и положения законопроекта «О краудфандинге»: инвестиции в проект могут осуществляться только безналичными денежными средствами, которые перечисляются на номинальный счет, открытый оператору инвестиционной платформы.
- вводится налогообложение майнинга
- вводятся лимиты энергопотребления, устанавливаемые Правительством РФ

прочие новости по РФ

Госдума одобрила штрафы для владельцев поисковых систем за неисполнение закона об анонимайзерах
МОСКВА, 5 июня 2018 РИА Новости. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о штрафах за нарушение запрета на использование анонимайзеров.
Согласно документу, за неисполнение оператором поисковой системы обязанности по получению доступа к реестру Роскомнадзора граждан будут штрафовать на 5 000 рублей, должностных лиц — на 50 тысяч, а юридических — на сумму от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
Такие же штрафы грозят операторам за выдачу ссылок на заблокированные сайты.
Документ вступит в силу через три месяца после официального опубликования.
Закон о запрете анонимайзеров действует с ноября прошлого года. Он обязывает владельцев анонимайзеров и VPN-сервисов блокировать доступ к ресурсам, попавшим в черный список Роскомнадзора. В противном случае заблокируют их самих. Кроме того, операторы поисковиков должны прекратить выдачу ссылок на запрещенные ресурсы.


ДРУГИЕ СТРАНЫ

Для защиты прав неквалифицированных инвесторов, документом предлагается закрепить требования по раскрытию им информации, являющейся существенной для принятия обоснованного инвестиционного решения, а также ограничить инвестиции в ценные бумаги суммой $2000.
Однако, в случае предоставления подтверждающих документов, сумма инвестиции для таких инвесторов может превышать указанный лимит, но не более 10% от годового дохода и не более $100 тысяч.


В «Обзоре финансовой стабильности за IV квартал 2017 года – I квартал 2018 года», опубликованном Центробанком РФ говорится:
В международной практике при этом происходит постепенный отказ от термина «криптовалюта», поскольку криптоактивы не выполняют основные функции денег. Большая ценовая волатильность криптоактивов препятствует тому, чтобы они являлись надежной мерой стоимости, средством обмена и сбережения. Практически во всех странах мира криптоактивы не являются законным средством платежа и не гарантированы государством. Вместо термина «криптовалюта» Совет по финансовой стабильности (СФС) предлагает применять термин «криптоактив».
Несмотря на высокую волатильность, на данный момент криптоактивы не создают риска для глобальной финансовой стабильности, поскольку объем операций с ними очень мал по сравнению с масштабами глобальной финансовой системы и взаимосвязь данного сегмента с финансовой системой невелика. Криптоактивы могли бы угрожать финансовой стабильности в случае дальнейшего роста рынка, масштабного вовлечения в него розничных и институциональных инвесторов, банков и прочих традиционных участников рынка, принятия криптоактивов в качестве распространенного средства платежа.
При этом ... взаимосвязанность крупных финансовых институтов может способствовать распространению рисков на более широкий круг участников рынка, а также на реальную экономику.
Низкая прозрачость рынка, его глобальный характер потенциально могут быть источниками системного риска. Степень проработанности и внедрения мер регулирования вопросов майнинга, обмена криптоактивов на фиатные деньги, совершения операций с использованием криптоактивов, первоначального размещения монет (ICO) существенно различается в разных странах. Определенные регуляторные шаги предпринимаются в Японии (лицензирование криптовалютных бирж), США (требование о регистрации ICO в SEC, если выпускаемые токены подпадают под определение ценных бумаг), ЕС (5th AML Directive – обновленная Директива о ПОД/ФТ, устанавливающая требования к обменным площадкам и провайдерам электронных кошельков, в том числе требования к идентификации пользователей), Китае (запрет на обращение криптовалют и на ICO), Австралии (требования к обменным площадкам и идентификации пользователей, законопроект о налогообложении операций с криптоактивами).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ковальчук М. о "служебном человеке" / видео и текст выступления в СФ РФ