«Введение цифрового профиля гражданина и электронных паспортов недопустимо с точки зрения безопасности»
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемые участники парламентских слушаний!
Ключевым элементом «Цифровой экономики» являются
персональные данные граждан, которые обобществляются в государственных
информационных системах и, по факту, уже не зависят от своих владельцев. Объем
собираемой информации постоянно увеличивается, а значит, увеличиваются и
возможности злоупотреблений и манипуляций поведением людей. Уже поэтому эта
тема требует деликатного отношения и законодательных гарантий от
произвола.
Все мы знаем про нормы Конституции о защите тайны
частной жизни, нормы 210-ФЗ «О госуслугах», гарантирующие возможность получения
этих услуг в традиционной бумажной форме, статью 5 ФЗ «О персональных данных»,
запрещающую объединение разнородной информации в одной базе, наконец, позицию
Президента, давшего 26 апреля 2017 года поручение Правительству о минимизации
собираемых ПД и локализации их по месту возникновения таких данных. Однако в реальности
эти гарантии зачастую не работают. Так, 482-ФЗ «О биометрической идентификации»
предусматривает добровольность вхождения в ЕСИА. Однако, по факту, многие
банки, в частности «Сбербанк» и сотовые компании, такие как МТС, отказывают в
обслуживании людям, которые не желают проходить биометрическую регистрацию.
Особо сильное давление оказывается на зависимые категории населения, в
частности, военнослужащих и бюджетников. Нам уже приходилось сталкиваться со
случаями, когда отказ от сдачи биометрии приводил к увольнению из воинских
частей и военных вузов. Аналогичная ситуация со СНИЛСом. Руководители школ,
вузов, работодатели, банки, поликлиники, органы местного самоуправления
повсеместно отказывают в обслуживании гражданам, не имеющим СНИЛСа, хотя действующий
ГК называет основным идентификатором человека его ФИО, а не номер СНИЛС или
учетную карточку в ЕСИА. В Санкт-Петербурге бюджетникам фактически навязывают
т.н. «единую карту петербуржца», которая одновременно является идентификатором
личности и платежным средством.
Между тем, значительное количество россиян
отказывается сдавать биометрические данные и использовать СНИЛС и прочие
цифровые идентификаторы по религиозным соображениям. В недавнем заявлении
правового управления РПЦ по поводу закона 48-ФЗ о СНИЛС говорится, что «если
гражданин не получил такой номер и ему не открыт лицевой счет, он не вправе
получить пенсию и социальную поддержку». Тем более недопустима реализация
озвученных планов Правительства о принудительном введении цифровых профилей граждан
и электронных паспортов без бумажной альтернативы.
Наряду с религиозными чувствами верующих данные
инициативы угрожают личной и государственной безопасности.
Одобренный Правительством законопроект о ЦП
предусматривает, что состав данных, входящих в ЦП, определяется не законом, а
Правительством, а значит, может включать любую информацию из 150 существующих
госинфобаз. При этом банки и сотовые операторы получают право подтверждать
верность идентификатора, т.е. включаются в госсистему электронного взаимодействия,
что может породить утечки ПД. Если госструктуры собирают информацию о гражданах с помощью защищенных
от выхода в интернет мультисервисных телекоммуникационных сетей, то
коммерческие компании обмениваются информацией через облачные хранилища в сети
Интернет, который практически полностью работает на импортном программном
обеспечении и «железе». Таким образом, большие обьемы персональных данных могут
оказаться в руках людей, которых никто не уполномочивал и на чью деятельность
мы не можем повлиять. Ст. 2 законопроекта о ЦП говорит о том, что
«субьет ПД дает согласие на их обработку, отзывает такое согласие в форме
подписанного документа усиленного электронной подписью». А что делать
гражданам, которые не хотят или не могут завести ЭП, тем более в свете
последних скандалов с кражами квартир с помощью поддельной ЭП?
Ссылки наших оппонентов на то, что все наши
данные и так известны Яндексу и социальным сетям, представляются
несостоятельными. У нас есть большая категория людей, которые защищаются от
сбора информацией коммерческими компаниями, — военнослужащие, офицеры
спецслужб, секретоносители, которым запрещено пользоваться смартфонами и
создавать страницы в соцсетях. Создание единых государственных реестров
населения и обязательных для всех цифровых профилей и электронных паспортов
убийственно для безопасности этих людей, а значит, и государства.
Наконец, хотелось бы сказать пару слов про опасность злоупотребление искусственным интеллектом.
Федеральный проект «Цифровое госуправление» предусматривает, что к 31 дек 2020
года человек должен быть «исключен из процесса принятия решения при
предоставлении приоритетных госуслуг». Т.е. сейчас мы, приходя в орган
государственной власти, имеем дело с человеком — которого можно убедить,
обжаловать его действия. В новой цифровой реальности все решения будут
приниматься искусственным интеллектом, алгоритмы которого закладываются отнюдь
не в России. Наше общество, в массе своей, придерживается традиционных
ценностных установок, которые сильно отличаются от ценностей разработчиков
программ ИИ, поэтому для людей, которые отстаивают свое мироощущение, велик
риск оказаться выкинутыми из жизни по обвинению, например, в экстремизме. И это
не говоря о том, что по оценкам экспертов рынка, тотальное внедрение ИИ может
уже в ближайшие годы оставить без работы миллионы россиян, что также не добавит
устойчивости политической системе.
Полагаю, что граждане должны получить
гарантированную законодательно традиционную альтернативу нецифрового
взаимодействия с государством и коммерческими структурами, что и было обещано
Стратегией развития инфрмационного общества. У юристов общественных организаций
подготовлены конкретные законопроектные предложения по защите ПД граждан,
которые направлены в РГ ГД, настоятельно просим учесть их в работе.
Комментарии
Отправить комментарий